Получение любого образования в современном варианте для ребенка будет связано с решением задач – сначала это будет простейшая арифметика, логика и немножко смекалка, потом математика, физика, химия и их всевозможные ответвления. И от того, научится ли ваш малыш решать задачи вообще, и от сформированного подхода к этой работе будет зависеть многое и в его будущем.
Решение задач – это в большой мере умение узнавать и понимать, пользуясь элементарной логикой. В определенной мере этому помогают развивающие игрушки для детей дошкольного возраста, особенно те, которые закрепляют понятия «больше», «меньше», «неизвестно», «нисколько» и т.д.
Первые простейшие арифметические задачки для ребенка можно облечь в игровую форму. Предложить посчитать предметы (кубики, конфетки, тарелки) в одной группе («это у меня») и в другой («а это у тебя»). Определить, где больше и насколько. Объяснить, что вот она – разница. Сложить предметы из двух посчитанных групп и посчитать общее количество – познакомить таким образом ребенка с понятием сложения и суммы. Поиграть в вычитание: «если у тебя семь конфет, и ты нам с папой дашь по две, сколько у тебя останется?»
Хорошую службу в этом деле сослужат обычные пластиковые или деревянные развивающие игрушки с множеством небольших предметов, которые можно будет отсчитывать, складывать отдельно и вместе, собирать в конструкции, чтобы показать, что две пирамидки из семи деталей каждая – это четырнадцать деталей и т.д.
Постепенно предметные задачки нужно переводить в более абстрактные. Предметы убрать, разве что напоминать о них и объяснять, что десять – это все равно десять, даже если десяти яблок перед глазами нет. И от воображаемой десятки точно также можно отнимать воображаемую пятерку.
Задачи для ребятишек, оставивших начальную школу за плечами, гораздо сложнее и требуют именно абстрактного подхода. Но поначалу и здесь можно использовать наглядные материалы в виде простых схем, например, линии, которая изображает длину пути, прямоугольников разных размеров, изображающих величины.
Очень важно помнить: прорешав с ребенком пару-тройку однотипных задач, нельзя полагать, что он усвоил логику решений. Он усвоил, как решается именно такая задача!
К этой категории задач придется возвращаться снова и снова, усложняя, сочетая с другими действиями и понятиями. Только это даст уверенное понимание азов математики и возможность двигаться дальше.