Попытки предотвратить подростковые суициды

2 минуты на чтение

Несмотря на тот факт, что большинство совершивших и попытавшихся совершить суицид подростков в течение некоторого времени перед этим демонстрировали явно девиантное поведение, мало кто из них получил профессиональную помощь, а возросшая доступность клиник по психологической помощи, «горячих линий» и телефонов доверия не привела к эффективному уменьшению числа суицидов.

Особые усилия по предотвращению суицидов были направлены на образовательный процесс, в частности на проведение тренингов для учителей и подростков, где особый акцент ставился на способах распознавания потенциальных самоубийц среди своих учеников и соучеников, чтобы вовремя протянуть им руку помощи. Факторы риска включают в себя отчуждение от друзей, недавние социальные стрессы, эмоциональные потери того или иного рода, опасные для жизни действия или любые разговоры о суициде. Проблема состоит в том, что большинство подростков, демонстрирующих некоторые из этих признаков, как правило, не совершают самоубийства, поэтому сверстникам и учителям трудно выделить тех, кто подвергается особенно высокому риску.

Еще одна стратегия предотвращения суицидов заключается в проведении среди подростков специальных тренингов по овладению конструктивными способами решения своих проблем. К сожалению, большинство таких программ оказываются неэффективными, так как представления о мире и психологические установки подростков быстро меняются. Такие обескураживающие результаты вряд ли могут измениться до тех пор, пока мы не узнаем гораздо больше о паттернах развития, ведущих к этой специфической форме психопатологии. Что делает одного подростка более склонным к суициду, в то время как другой может сопротивляться искушению? Какая комбинация стрессогенных обстоятельств наиболее часто запускает суицидальную попытку и как эти стрессогенные события взаимодействуют с личностными ресурсами подростка? Только ответив на эти вопросы, мы приблизимся к пониманию проблемы подросткового суицида.

Тем не менее остается верным и то, что подростки по-разному реагируют на одинаковые по силе стрессовые переживания. Не каждый подросток, который сталкивается с множеством стрессоров или не может соответствовать собственным стандартам, склонен к «зацикливанию» на своих проблемах, а не к отвлечению, и не каждый застенчивый по темпераменту подросток сталкивается с клинической депрессией. Существуют факторы риска, но даже при их наличии одни подростки более уязвимы, нежели другие.

Facebook Vk Ok Twitter