Правила, ограничения, требования и запреты должны быть в жизни каждого. Они обеспечивают безопасность ребенка, указывают на определенные нормы поведения. Их не должно быть много и они должны быть гибкими. Кроме того, они должны быть согласованы между взрослыми членами семьи и выполняться ими.
Тон, в котором сообщается требование, должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным. Уверенно, кратко, в безличной форме. – Например: Конфеты едят после еды. Со спичками не играют. Время ложиться спать.
Поведение ребенка делится на четыре категории:
1) Все на усмотрение ребенка. Например, выбирать самому игрушки, что есть, с кем дружить.
2) Действия в пределах определенных границ. Ограниченная свобода. Например, делать уроки в пределах какого-то времени. Гулять без взрослого, но не выходить за пределы двора.
3) Четкие ограничения, правила, в которых возможны исключения. Спать в десять часов. В исключительных случаях позже. Например, если возвращается поздно отец из длительной командировки. Или не пойти в школу по особому случаю. Эти исключения лишь подтверждают правила.
4) Запреты, которые нельзя нарушать. Нельзя бить, кусать и т.д.
Важно четко сформулировать ограничения. Оно должно быть конкретным и позитивным. Не – « Не бросай портфель на пол» (ребенок может его бросить на стол или диван), а «Отнеси портфель в свою комнату».
Не задавайте вопросы типа: «Не хочешь ли ты убрать в своей комнате?», если не готовы услышать ответ «Нет». Лучше сказать – «Убери свою комнату к трем часам. Ты сделаешь это сам, или тебе помочь?» Или – «Ты сможешь играть в компьютер после того, как в комнате будет чисто».
Ошибки родителей:
Это крайности.
Строгость. Взрослый, создав правило, не прислушивается к ребенку и не изменяет правило. «Не бывать этому!» Например – «Никогда не проси деньги. Я даю столько, сколько считаю нужным»
Критика. Следя за выполнением правила взрослый отвергает , преуменьшает или преувеличивает. – «Не обязательно быть ответственным. Может не получится» - «Ты все равно потратишь деньги впустую!»
Строгость и критика приводят детей к унынию. Подразумевают, что дети напрочь лишены способностей и желаний.
Другая крайность – Потворство и невнимание, которые обескураживают детей:
Потворство – Взрослый выслушивает ребенка и не настаивает на выполнении правила. Говоря, таким образом – «Не будь ответственным, у тебя ничего не получится» Например, «Вот деньги. Бери. А ремонт машины я отложу».
Невнимание и заброшенность. Взрослый не следит за выполнением правила и ни о чем не заботиться. Послание ребенку – «Мне не важно, что с тобой происходит» Например: «Бери деньги, сколько хочешь. Мне не до тебя!»
Правильный подход.
Правила, которые не подлежат обсуждению. Взрослый прислушивается к ребенку, но настаивает на выполнении правила. Послание – «Мне важна твоя безопасность и благополучие. Я отвечаю за это». – Например, - «Трать деньги, которые тебе дают, разумно. Других я тебе не дам.
Правила, которые подлежат обсуждению. Взрослый выслушивает ребенка и готов к переговорам. Послание «Твои потребности для меня важны. Но и мои тоже. Давай это обсудим». Например, «Если тебе нужны деньги, давай придумаем, как ты можешь их заработать».
Прежде, чем сформулировать новое правило, продумайте, как вы сможете контролировать его выполнение и что предпримите, если запрет будет нарушен. Например, запрещая есть сладкое детям, родители часто обнаруживают, что их ребенок покупает и ест их в школе.
Если вы не можете контролировать выполнение правила, даете детям возможность не обращать на него никакого внимания. Правило должно соответствовать возрасту ребенка и все время видоизменяться. Если ребенку в 7 лет можно кататься на велосипеде только по двору, то в 11 ему можно уже разрешать ездить на нем по улице. Неразумные и недейственные правила надо изменять.